#Моигоризонты
Наверное, каждый человек когда- нибудь задумывался о своем будущем, о том, что его ждет. А какое оно, будущее?Увы, ответа на этот вопрос не знает никто, но ведь каждый из нас вправе иметь свою заветную мечту, строить планы. У всех есть свой выбор, осуществлять свои мечты, стараясь делать для этого всё возможное, или ежедневно, упуская всякие возможности, «стоять на месте». Вероятно, кто-нибудь может задаться вопросом, о чем идет речь? Ответить можно так. Судьба каждому из нас даёт шанс реализовать наши планы, это как «билет в будущее», который мы так или иначе выбираем, находясь на определенном этапе нашей жизни .
Я, как педагог- навигатор, как человек, который помогает учащимся нашей школы выбрать правильные ориентиры и определиться в выборе профессии, спешу согласиться со всем вышесказанным. В проекте « Билет в будущее» в этой должности я работаю первый год, но уже сейчас могу сказать, что моя цель- помочь детям раскрыть свои таланты и возможности, поверить в свою уникальность. Именно поэтому я стремлюсь создать условия для развития творческого потенциала каждого ребенка. Для меня очень важно видеть своих учащихся счастливыми, успешными и уверенными в себе людьми.
В своей работе я пытаюсь слышать и слушать ребенка, вести его за собой в мир фантазии и творчества, быть рядом и поддерживать его на пути к саморазвитию. Я знаю и хорошо понимаю, что каждый ребенок индивидуален, поэтому стремлюсь найти подход к каждому из них. Моя главная цель- создать комфортные условия для всех, помочь, подсказать и конечно же понять главное, что выбор профессии- это будущее, будущее страны, в которой мы все с вами живем.
В заключении хотелось бы сказать, что я горжусь тем, что являюсь педагогом-навигатором нашей школы в проекте «Билет в будущее», ведь я могу помогать детям расти и развиваться, верить в себя, в свои возможности, а значит и в свое будущее.
Нормативно-правовое обеспечение
профориентационной работы с обучающимися
Конституция Российской Федерации, ст. 37.
Постановление Минтруда России от 27.09.1996г. № 1
«Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 25 августа 2011 г. N 976н г. Москва
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 25 августа 2011 г. N 976н г. Москва "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан"
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 7.1-1; 9.
Приказ Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2007 г. № 680 (административный регламент по организации профориентации граждан).
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ, ст.9, п.1.
- «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года», одобрен Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн).
- http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., ст.2; ст. 66 п.3; ст. 75 п.1, ст. 42. п.2 .
- ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010г. № 1897)
- ФГОС среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.05. 2012г. № 413).
- http://government.ru/docs/11910/
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р). Подпрограмма «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей», п.2.2., мероприятие 2.4.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г. №761н).
Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель), Приказ Минтруда РФ от 18 октября 2013 г. № 544н.
Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы
с обучающимися в Кемеровской области
- Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 26 ноября 2013г. N 78-рг «Об утверждении плана профориентационных мероприятий на 2014 год».
- Примерное Положение о деятельности профконсультанта в образовательных организациях общего и профессионального образования Кемеровской области (утверждено приказом департамента образования и науки Кемеровской области 1567 от 12.09.14г., №1595. Размещено: http://www.krirpo.ru/structure/centers/career-guidance/)
- Примерное Положение о работе по профориентации обучающихся в общеобразовательных организациях Кемеровской области (утверждено приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 12.09.14г., №1596. Размещено: http://www.krirpo.ru/structure/centers/career-guidance/)
- Положение о работе по профориентации обучающихся в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области (утверждено приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 12.09.14г., №1597. Размещено: http://www.krirpo.ru/structure/centers/career-guidance/).
- Типовое Положение об организации профильного обучения старшеклассников и профессиональной ориентации молодежи на базе ресурсных центров (утверждено приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 27.06.14г., №1167. Размещено: http://www.krirpo.ru/structure/centers/career-guidance/).
Сайт «Российское образование» (федеральный портал).
Размещено: http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php
Сайт «Дополнительное образование». Атлас профессий.
Размещено: http://atlas.rosminzdrav.ru/
Профориентационная работа в школе
Профориентация – комплекс мер, направленных на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс и внеурочную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное консультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентационная работа в школе».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования,исоциальными партнерами поселка и района.
Профессиональное самопознание.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы.;
- Расширение знаний в рамках школьных предметов (технология 5-7 классы, ИКТ 7-9 классы и др.);
- Организация экскурсий в учебные заведения,; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Рекомендации выпускникам.
Выбор профессии:
• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".
• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
Как помочь своему ребенку в выборе профессии
(памятка для родителей)
Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.
На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:
- нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
- часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
Второй фактор – «Могу»
Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
Третий фактор – «Надо»
Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4. Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.
Каталог интернет-ресурсов о профориентации
Адрес веб-сайта |
Комментарий |
Оценка |
Сайт центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии". На сайте можно найти информацию о профессиях, получить оперативные новости о днях открытых дверей и образовательных выставках, пройти экспресс-профориетационные тесты. На этом сайте содержатся тематические статьи по вопросам выбора профессии. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современном рынке труда. В отдельном разделе есть описания вузов, профильных школ, подготовительных курсов. |
|
|
Сайт центра социально-трудовой адаптации и профориентации "Гагаринский". На сайте содержится каталог профессий, тематические статьи о профессиях. На сайте учащиеся могут пройти профориентационные тесты, получить консультацию психолога, задать интересующие их вопросы на форуме. На сайте есть раздел для ответственных за профориентационную работу в школе. |
|
|
www.e-xecutive.ru/career/trades
|
"E-xecutive.ru: справочник профессий". Раздел сайта "E-xecutive" содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как "Реклама и PR", "Клиентские отношения", "Администрирование", "Работа с персоналом", "Маркетинг и продажи" и др. |
|
На сайте представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, квалифицированных по разделам. Кроме того, Учеба.ру - крупнейший портал, посвященный обучению и образованию, содержащий информацию о лучших вузах, школах, лицеях, детских садах Москвы и России. Образование за рубежом, рейтинги учебных заведений и предложения от репетиторов. |
|
|
Официальный сайт проектов оргкомитета международных выставок "Образование и карьера - XXI век". На сайте находится информация о справочниках: "Высшее профессиональное образование в России", "Среднее и начальное профессиональное образование в Москве и Московской области", "Энциклопедия "Карьера". |
|
|
Сайт содержит базу данных по вузам Москвы с информацией о вступительных экзаменах, подготовительных курсах, специальностях обучения, наличии военной кафедры и отсрочки от армии, изучаемых иностранных языках и материально-технической базе. На сайте также можно найти информацию об организациях, занимающихся обучением за рубежом, а также публикации, нормативные документы и новости, относящиеся к высшему образованию. |
|
|
"Российское образование". Сайт содержит ссылки на федеральные образовательные порталы, информацию о государственных образовательных стандартах, новости образовательных сайтов и сведения об основных мероприятиях в области образования. |
Список высших учебных заведений города Кемерово
Название ВУЗа | Адрес |
Кемеровский государственный университет |
650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6 |
«Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева» |
650000, г. Кемерово, ул. Весенняя,28 |
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет) |
650056, г.Кемерово, б-р Строителей 47 |
Кемеровский государственный институт культуры |
650029, г. Кемерово, ул.Ворошилова, 17 |
Кемеровская государственная медицинская академия |
650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22а |
Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт |
650056 г.Кемерово, ул Марковцева, 5 |
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова |
650992, г. Кемерово, пр-т Кузнецкий, д. 39 |
Список учреждений среднего профессионального образования города Кемерово
Название учреждения среднего профессионального образования |
Адрес Сайт |
Специальности |
ГОУ СПО «Кемеровский областной художественный колледж» |
650002, Кемерово, проспект Шахтёров, 29 |
-Дизайн -Живопись -ДПИ |
ГОУ СПО «Кемеровский областной колледж культуры и искусств» |
650010, Кемерово, ул. Карболитовская, 11
|
-«Музыкальное искусство эстрады» по виду «Эстрадное пение»» -«Сольное и хоровое народное пение» - «Народное художественное творчество» по виду « |